Разведка по открытым источникам для малого бизнеса
<<<<
Оглавление Литература
>>>>
4. Как использовать эти колоссальные возможности для
развития бизнеса?
4.1. Нами разработаны технологии т.н. "компьютерной
конкурентной разведки" [5]. Идея проста в формулировке и сложна в реализации -
автоматизировать и ускорить процесс извлечения нужной для бизнеса информации из
открытых источников [6] и ее анализа. Цель - переход от традиционного
интуитивного принятия решений на основе недостатка или нулевой информации к
управлению, основанному на фактах и знаниях. Практический выход внедрения этих
технологий - новые возможности: прогнозирование, снижение рисков и издержек,
своевременное нахождение нестандартных решений, переход на опережающий события
стиль управления. Дополнительно можно заказать / почитать книги о конкурентной
разведке на
русском [7] или
английском [8] языках ...
4.2. Бытует заблуждение, что компьютерная конкурентная
разведка - это всегда очень дорого и такая роскошь по карману только крупным
предприятиям. Это не так! Для начала хватит обычного компьютера с доступом в
Интернет хотя бы на час в день, одного сотрудника, посетившего наши занятия и
получившего авторский компакт-диск "Конкурентная разведка", и покупки одной
лицензионной программы за 500 рублей. И это все! А на следующей неделе Вы уже
можете пользоваться материалами, заботливо собранными из Интернет Вашими
собственными роботами. Критичные для разрешения Ваших проблем данные о
конкурентах, цены спроса и предложения, материалы общественного мнения,
вакансии, патенты, технологии, аферы, изменения законодательства и др. новости
автоматически извлекаются из лучших ресурсов Интернет. Тексты на незнакомых Вам
языках могут быть доступны в переводе (в т.ч. с 29 языков на русский). Все это - низкозатратная система
конкурентной разведки и контрразведки малого предприятия.
А крупное предприятие может и должно также начинать с малого, чтобы не сразу
бросать большие деньги в форточку, а сделать это со вкусом, постепенно.
Аналитиками становятся! Это доступно каждому - по
статистике абсолютно неспособных к творческой деятельности не более 5% из числа
окончивших среднюю школу. Это очень интересно - в процесс выхода из различных
ситуаций личного характера и выполнения платных заказов Вы будете общаться с
миллионами людей, думавших, страдавших и решивших поставленную задачу. Интернет
- незаменимый источник знаний, а Вы этими знаниями вооружены и очень опасны.
4.3. Для своевременного извлечения и оперативного анализа
нужной информации [9] из открытых источников применяются поисковые системы
Интернет. Для решения конкретной задачи разведки используется
системно-морфологический [10], объектный и ситуационные подходы, доведенные до
уровня утилитарных методик и даже бланков. Специальные бланки обеспечивают
устойчивое качество производства аналитических работ персоналом с невысокой
квалификацией в условиях цейтнота, переутомления и под воздействием иных
мешающих думать факторов.
4.4. Проблемы могут разрешаться по аналогии и от
противного.
Как решать проблемы через Интернет методом поиска аналогий
(в текстах)?
- Сформулируйте и запишите проблему.
- Откройте национальную или глобальную поисковую систему
Интернет с большим объемом индекса (например, русскую http://www.ya.ru и
глобальную http://www.Google.com). Всегда начинайте поиск с формулировки
"проблемы, как она дана", задавая не менее трех слов (операндов).
- Проверяйте правильность написания слов запроса.
- Пробуйте переформулировать решаемую проблему другими
словами.
- Проведите исследование значения терминов и анализ смысла
формулировок. Если используемый Вами слово многозначно, либо уточняйте нужный
смысл, добавляя дополнительные операнды (фиксация нужных контекстов), либо
"отрезая" неподходящие контексты с использованием контекстных операторов "И НЕ"
(~ или ~~ для "Яндекс").
- Расширяйте элементы запроса синонимами (налог - акциз -
подать - сбор), при необходимости антонимами (разрешено - запрещено) и
соподчиненными (видовыми) понятиями (недвижимость - здание, самолет, морское
судно, космический аппарат ...), контролируйте наличие подходящих по смыслу
аббревиатур (Россия - РФ), сокращений (статья <-> ст.), однокоренных слов
(производство - производить - производитель), иных написаний (пять - 5 - V) и
обязательно расширяйте ими запрос, используя логические скобки.
- Примените декомпозицию решаемой проблемы [10] - выделите
наиболее существенные смысловые элементы (понятия) проблемной ситуации:
- субъекты (кто?),
- процессы или действия (что делает?),
- объекты отношений (что?),
- обстоятельства места (где?),
- обстоятельства времени (когда?),
- характеристика (какой?),
- способ действия (каким образом?),
- аспект (с какой точки зрения?) ...;
- Формируйте запрос, последовательно добавляя наиболее
существенные элементы описания проблемной ситуации и заключая каждый элемент (с
расширениями) в отдельную пару логических скобок.
- Увидев подходящий фрагмент текста - не поленитесь
просмотреть страницу вперед и назад. Это часто дает очень интересную информацию,
а иногда - и решение проблемы. Также можно найти описание подходящей ситуации,
которая может дать новой направление Вашему поиску.
- Увидев подходящий фрагмент текста, запишите его,
прекращайте дальнейший просмотр результатов поиска и начинайте новый поиск с
уточненной формулировкой.
- Если в результате поиска ничего не найдено, либо найдено
немного совершенно неподходящих текстов - не отчаивайтесь. Либо уменьшайте
конкретизацию описания проблемы (последовательное удаление наименее существенных
элементов поискового запроса), либо проведите логическое обобщение одного из
элементов описания решаемой проблемы (Юхнов -> Калужская область -> Россия).
- Если полученная выборка слишком велика и поставленная
проблема не решена, то либо выберите в запросе наиболее часто встречаемое слово
и постарайтесь операторами исключения отсечь все контексты, в которых это слово
имеет неподходящий смысл, либо добавьте в запрос уточняющий термин. Наберитесь
терпения и успеха Вам не избежать!
- В конце концов, можно поручить решение своей проблемы
специалистам или обучить собственный персонал.
Кроме приведенной выше существует большая группа методик и
стратегий разведывательной деятельности, в частности:
- Поиск противоречий с утверждением или правилом.
- Формирование единой документации для поиска информации о
конкретной проблеме с использованием любых поисковых систем для выбранного языка
(т.н. универсальная поисковая спецификация) [11].
- Перенос запроса на поиск информации на других и незнакомых
языках.
- Работа с материалами на незнакомых языках.
- Поиск наилучших для решения поставленной задачи источников
информации.
- Отраслевые методики (маркетинг, интеллектуальная
собственность, юриспруденция ...).
- Другие.
4.5. Результаты однажды выполненной работы можно и должно
повторно использовать (объектный подход). В частности, большинство поисковых
систем Интернет построены на CGI-интерфейсах. Это позволяет запоминать,
например, в "Избранном" (Favorities) программы обозревателя ресурсов Интернет MS
Internet Explorer или любой другой программы этого класса и многократно повторно
использовать результаты поиска с конкретного поискового сервера по конкретному
запросу и заданными условиями сортировки результатов. Например,
- Русский поисковый CGI-сервер Яндекс имеет адрес http://www.yandex.ru.
- А
страница результатов поиска документов, содержащих фразу
"конкурентный бенчмаркинг", имеет длинный и неудобочитаемый адрес
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%22%EA%EE%ED%EA%F3%F0%E5%ED%F2%ED%FB%E9+%E1%E5%ED%F7%EC%E0%F0%EA%E8%ED%E3%22
.
Однако, в силу того, что роботы постоянно приносят на
поисковый сервер Яндекс новую информацию, повторное обращение по адресу страницы
результатов поиска почти всегда дает новую и полезную информацию. Очевидно, что
запросы, обеспечивающие полный и точный поиск, могут быть достаточно сложными.
Например, запрос формата АРТЕФАКТ [2] для поиска информации по теме
"Избирательные технологии" имеет длину 2200 символов и 6 уровней вложения
логических скобок. Но написанию таких запросов можно быстро научиться.
4.5. По совокупной стоимости владения компьютерные системы
конкурентной разведки, выполненные по технологии следящих информационных систем [12], можно разделить на две группы:
- малозатратные варианты для малого бизнеса и частных лиц
(см. далее);
- корпоративные базы знаний (возможна поддержка речевого
диалога с потребителем и формирование подборки материалов нужного объема, с
заданной степенью логического обобщения разрешающих проблему, доставка
материалов по компетенции, выявление пробелов и противоречий, прогнозирование на
основе анализа многомерных картин развития ситуации ...) [13].
4.6. Можно различить следующие режимы работы службы
конкурентной разведки:
- Оперативный (подготовку минимального отчета по произвольно
сформулированной проблеме персонал службы выполняет за 10 минут);
- Ситуационная комната (в течение 3-4 часов персонал службы
решает произвольно сформулированные вопросы с визуализацией результатов на
экране для всей рабочей группы);
- Консалтинг и оперативные исследования (за рабочий день
служба конкурентной разведки проводит исследование и готовит развернутый
систематизированный отчет по любой проблеме оперативного или стратегического
характера).
<<<<
Оглавление Литература
>>>>
© Сергей Кузнецов,
2002
Опубликовано по адресу: http://www.osint.ru/open-source-intelligence-04.htm
Дата последнего редактирования 26.07.2021
© Кузнецов Сергей Валентинович