Разведка по открытым источникам для малого бизнеса

<<<<  Оглавление  Литература  >>>>

4. Как использовать эти колоссальные возможности для развития бизнеса?

4.1. Нами разработаны технологии т.н. "компьютерной конкурентной разведки" [5]. Идея проста в формулировке и сложна в реализации - автоматизировать и ускорить процесс извлечения нужной для бизнеса информации из открытых источников [6] и ее анализа. Цель - переход от традиционного интуитивного принятия решений на основе недостатка или нулевой информации к управлению, основанному на фактах и знаниях. Практический выход внедрения этих технологий - новые возможности: прогнозирование, снижение рисков и издержек, своевременное нахождение нестандартных решений, переход на опережающий события стиль управления. Дополнительно можно заказать / почитать книги о конкурентной разведке на русском [7] или английском [8] языках ...

4.2. Бытует заблуждение, что компьютерная конкурентная разведка - это всегда очень дорого и такая роскошь по карману только крупным предприятиям. Это не так! Для начала хватит обычного компьютера с доступом в Интернет хотя бы на час в день, одного сотрудника, посетившего наши занятия и получившего авторский компакт-диск "Конкурентная разведка", и покупки одной лицензионной программы за 500 рублей. И это все! А на следующей неделе Вы уже можете пользоваться материалами, заботливо собранными из Интернет Вашими собственными роботами. Критичные для разрешения Ваших проблем данные о конкурентах, цены спроса и предложения, материалы общественного мнения, вакансии, патенты, технологии, аферы, изменения законодательства и др. новости автоматически извлекаются из лучших ресурсов Интернет. Тексты на незнакомых Вам языках могут быть доступны в переводе (в т.ч. с 29 языков на русский). Все это - низкозатратная система конкурентной разведки и контрразведки малого предприятия. А крупное предприятие может и должно также начинать с малого, чтобы не сразу бросать большие деньги в форточку, а сделать это со вкусом, постепенно.

Аналитиками становятся! Это доступно каждому - по статистике абсолютно неспособных к творческой деятельности не более 5% из числа окончивших среднюю школу. Это очень интересно - в процесс выхода из различных ситуаций личного характера и выполнения платных заказов Вы будете общаться с миллионами людей, думавших, страдавших и решивших поставленную задачу. Интернет - незаменимый источник знаний, а Вы этими знаниями вооружены и очень опасны.

4.3. Для своевременного извлечения и оперативного анализа нужной информации [9] из открытых источников применяются поисковые системы Интернет. Для решения конкретной задачи разведки используется системно-морфологический [10], объектный и ситуационные подходы, доведенные до уровня утилитарных методик и даже бланков. Специальные бланки обеспечивают устойчивое качество производства аналитических работ персоналом с невысокой квалификацией в условиях цейтнота, переутомления и под воздействием иных мешающих думать факторов.

4.4. Проблемы могут разрешаться по аналогии и от противного.

Как решать проблемы через Интернет методом поиска аналогий (в текстах)?

Кроме приведенной выше существует большая группа методик и стратегий разведывательной деятельности, в частности:

  1. Поиск противоречий с утверждением или правилом.
  2. Формирование единой документации для поиска информации о конкретной проблеме с использованием любых поисковых систем для выбранного языка (т.н. универсальная поисковая спецификация) [11].
  3. Перенос запроса на поиск информации на других и незнакомых языках.
  4. Работа с материалами на незнакомых языках.
  5. Поиск наилучших для решения поставленной задачи источников информации.
  6. Отраслевые методики (маркетинг, интеллектуальная собственность, юриспруденция ...).
  7. Другие.

4.5. Результаты однажды выполненной работы можно и должно повторно использовать (объектный подход). В частности, большинство поисковых систем Интернет построены на CGI-интерфейсах. Это позволяет запоминать, например, в "Избранном" (Favorities) программы обозревателя ресурсов Интернет MS Internet Explorer или любой другой программы этого класса и многократно повторно использовать результаты поиска с конкретного поискового сервера по конкретному запросу и заданными условиями сортировки результатов. Например,

  1. Русский поисковый CGI-сервер Яндекс имеет адрес http://www.yandex.ru.
  2. А страница результатов поиска документов, содержащих фразу "конкурентный бенчмаркинг", имеет длинный и неудобочитаемый адрес http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%22%EA%EE%ED%EA%F3%F0%E5%ED%F2%ED%FB%E9+%E1%E5%ED%F7%EC%E0%F0%EA%E8%ED%E3%22 .

Однако, в силу того, что роботы постоянно приносят на поисковый сервер Яндекс новую информацию, повторное обращение по адресу страницы результатов поиска почти всегда дает новую и полезную информацию. Очевидно, что запросы, обеспечивающие полный и точный поиск, могут быть достаточно сложными. Например, запрос формата АРТЕФАКТ [2] для поиска информации по теме "Избирательные технологии" имеет длину 2200 символов и 6 уровней вложения логических скобок. Но написанию таких запросов можно быстро научиться.

4.5. По совокупной стоимости владения компьютерные системы конкурентной разведки, выполненные по технологии следящих информационных систем [12], можно разделить на две группы:

  1. малозатратные варианты для малого бизнеса и частных лиц (см. далее);
  2. корпоративные базы знаний (возможна поддержка речевого диалога с потребителем и формирование подборки материалов нужного объема, с заданной степенью логического обобщения разрешающих проблему, доставка материалов по компетенции, выявление пробелов и противоречий, прогнозирование на основе анализа многомерных картин развития ситуации ...) [13].

4.6. Можно различить следующие режимы работы службы конкурентной разведки:

<<<<  Оглавление  Литература  >>>>

© Сергей Кузнецов, 2002